ЦОР_рекомендации

 Цифровые образовательные ресурсы

 (ЦОР)
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
 
 
 
 
 
п/п
Конкретное действие по созданию ЦОР
Краткая характеристика действия
1
Целеполагание
В конкретной учебной ситуации определить цель создания ЦОР (например, для формирования такой-то компетенции нужен такой-то ресурс)
2
Подбор материала
Определить объём необходимой учебной информации, источники и варианты подачи (рассмотрения) материала
3
Подбор ПО
В зависимости от цели создания.
Сопроводительный материал для изложения - презентабельные программы;
Иллюстрация учебных действий - интерактивное пособие;
Проверка знаний - электронные тесты;
Самостоятельное изучение - гипертекстовый документ и т.д.
4
Структурирование материала
Необходимо определить порядок подачи материала, изложить материал опорными понятиями, словами, установить связи между блоками, способы иллюстрации, включение, выход, расположение материала. Порционность его подачи. Тезисы. Схемы. Таблицы.
5
Создание ЦОРа
При создании ЦОРа, пользуйтесь рекомендациями.
6
Проверка ЦОРа
Проверяйте получившийся продукт: все ли гиперссылки работают, все ли анимационные эффекты уместны, все ли элементы ЦОРа находятся на своем месте. 
7.
Апробация ЦОРа
Проводим занятие с учащимися, мастер-класс для коллег, внешнюю экспертизу (если необходимо)
8.
Коррекция
Если это возможно (позволяет программа), то вносим необходимые коррективы в готовый продукт и ...
9.
 
Распространение
 
... Начинаем его активно рекламировать!
10.
Оформление ссылок
Необходимо соблюсти авторские права и указать, откуда взяты фото, использованы материалы

 
Методическое требование
Характер применения (технология, приём)
Время использования на уроке
Использование отдельных ЦОРов для разных элементов урока.
В зависимости от места на уроке характер примененияможет быть разным:
- учебный фильм - не более 5-7 минут.
- при объяснении презентация не превышает 15-17 минут.
- при использовании тестовых программ - не более 30 минут.
- презентации творческих проектов учащихся при обобщении - не более 25 минут.
На уроке должно быть время на общение педагога и класса. Исключение может составить урок, полностью построенный на основе некоего конструктора, но пока такие оболочки либо дороги, либо сыроваты.
 
 Подготовка оборудования
Оборудование должно быть готово перед уроком. Экран не должен быть раздвинут, чтобы не отвлекать учащихся от дела (за  исключением  тех  случаев,  когда  экран  стацонарный). Включение проектора должно происходить желательно дистанционно, в процессе подготовительной беседы.
То есть при начале урока оборудование не должно работать. Включение его во время урока не занимает много времени, но при этом настраивает учеников на восприятие.
 
 Дизайн  презентации
 На  слайде  не  более  трёх  цветов.
Фон  не  должен  мешать восприятию учебной  информации.
Фон и текст  должны  между  собой  контрастировать.  Легче  воспринимается и менее утомляет на  светлом  фоне  тёмный  текст.
Допускается  выделение ключевых  мыслей.
Не  более  трёх  анимационных  эффектов.
Не  более  двух  изображений.
Обязателен титульный  слайд,  где  указаны  образовательное  учреждение, тема  работы,  автор.
На одном слайде возможно до четырёх иллюстрации, если это оправдано, (но не более). При этом должно быть минимум текста. 
 
Графические объекты в презентации
Не использовать рисунки, фотографии с плохим качеством и с искажением пропорций.
Корректно применять иллюстративный материал на слайде. (Изображение должно соответствовать тексту).
Пространство на слайде следует использовать равномерно и рационально.
Самая важная информация должна размещаться сверху слева (с учетом особенности восприятия, которая сложилась в европейской традиции).
 
 
Грамотность
Не должно быть ошибок в тексте слайдов: ни орфографических, ни грамматических, ни синтаксических.
НИКАКИХ!  
Анимационные эффекты
При оформлении слайдов презентации не стоит увлекаться анимационными эффектами, так как может потеряться весь смысл слайда. В презентациях на уроках не должно быть двигающихся фигур и рисунков, т.к. это тоже отвлекает внимание.
Желательно выделять анимацией только самую ключевую мысль слайда, да и то только желательно.
Акцентировать главную мысль или объект слайда можно  другими способами: цвет, шрифт, рамка и так далее.
Включение в тематическое планирование
При составлении тематического планирования по предмету обязательно прописать ЦОРы к конкретному уроку. Если ЦОР в Интернете указать адрес, тип ресурса.
 
Использование  графической информации  
Рисунки  и фотографии дополняют текстовую информацию, передают ее более наглядно. Следует избегать рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.   
Если изображение используется в качестве фона, то текст на нем должен быть хорошо читаем.
Содержание информации
1. Заголовки должны привлекать внимание слушателей.
2. Слова и предложения - короткие.
3. Временная форма глаголов - одинаковая.  
4. Информация должна быть полезной, точной, полной и актуальной.
При демонстрации слайд-шоу подразумевается практически полное отсутствие текста и акцент делается на крупные, яркие изображения, коллажи. Может демонстрироваться в разное время урока, создавая эмоциональный настрой. Как правило, сопровождается музыкальным сопровождением.
Возможность применения ЦОР
 При подготовке и создании ЦОР проводить анализ содержания учебного материала на возможность применения ИКТ. 
Подача информации на экран
 При использовании презентации продумывать формы, способы, время, правильную последовательность подачи информации на экран.
Продуманность навигации по презентации
 Во время работы учитель должен чувствовать себя не привязанным к презентации, а двигаться по гиперссылкам и макросам согласно логики урока.
Использование гиперссылок
Очень удобно, т.к. в любой момент показа презентации можно  вернуться к любому слайду (на повторительно-обобщающих уроках).
Актуально, когда вы отвечаете на вопросы, возможно, использовать боковую часть панели.
Очень хорошо смотрятся ссылки - картинки. Они заключают в себя смысловую нагрузку и в ходе объяснения понятно, куда двигаться дальше.
Удобно, когда ссылки снабжены подсказками.
Только не перегружайте презентацию ссылками, а то сами можете запутаться.
 
 
Формулировка критерия ЦОР
Показатели (краткое описание)
 Соответствие требованиям
 
Соответствие названия ресурса его содержанию.
Логичность и последовательность.
Отсутствие ошибок.
Техническое качество ресурса.
Ясное и чёткое определение целей и задач обучения с использованием ресурса.
Инновационность ресурса, творческие, нестандартные подходы к подаче материала.
Оценивание результативности
Способствует формированию общеучебных навыков и компетенций.
Развивает умение работать с информацией.
Развивает навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов деятельности.
Формы организации учебной деятельности
Традиционная классно-урочная система.
Современные проектные и деятельностные формы организации учебных занятий с использованием ресурса.
Самостоятельная работа обучающихся (вне урока).
Оформление
1. Соблюдение единого стиля оформления.
2. Выбор фона.
3. Целесообразное использование цвета.
4. Умеренность в употреблении анимационных эффектов. 
Визуальное
представление информации
1.  Содержание информации (использование коротких предложений).
2. Расположение информации на странице.
3. Целесообразное использование шрифтов.
4. Способы выделения информации.
5. Ограничение объема информации на слайде.
6. Удобство навигации.
7. Привлекательность дизайна.
 
Содержание ЦОР
1. Соответствие теме.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Последовательность изложения.
4. Наличие ссылок на источники.
5. Грамотность изложения.
6. Оригинальность замысла.
 
Качество ресурса
1. Соответствие нормативным документам федерального уровня.
2. Обеспечение нового качества образования, т.е. должен способствовать высокой самостоятельности обучающегося через овладение им различными интерактивными формами обучения.
3. Обеспечение уровневой дифференциации и индивидуализации обучения на разных его этапах.
 
Наличие программного обеспечения
1. простота и в освоении и использовании (интуитивно понятный и интеллектуально настраиваемый интерфейс).
2. Бесплатность.
3.Эффекттивность - высокая производительность даже на слабых компьютерах, возможность сетевого использования, работа без подвисания и устанавливания дополнительных драйверов.
Рспространённость (популярность).
 
Соответствие государственным образовательным стандартам
1. Актуальность (необходимость и важность предложенных знаний в будущей реальной жизнидеятельности обучаемых). А также формирование компетенций у учащихся, которые способствуют пониманию как достичь поставленной цели и реализовать потенциальные возможности.
2. Преемственность.
3. Новизна (инновационность) или комбинирование элементов инноватики с традиционными формами.
 
 
 
 
 
ВикиВики (WikiWiki) – социальный сервис, позволяющий любому пользователю редактировать текст сайта (писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи).
Различные варианты программного обеспечения Вики (викидвижки) позволяют загружать на сайты изображения, файлы, содержащие текстовую информацию, видеофрагменты, звуковые файлы и т.д.
 
Адреса сайтов:
 
http://letopisi.ru - Общероссийский образовательный проект Летописи.ру. 
 
http://en.wikipedia.org/wiki/Education - Всемирная ВикиПедия, проект открытой всемирной энциклопедии, в построении которой участвуют добровольцы из многих стран мира.
 
http://ru.wikipedia.org/ - ВикиПедия на русском языке.
 
http://c2.com/cgi-bin/wiki.cgi?WikiWikiWeb – WikiWikiWeb, первая ВикиВики, существующая с 1995 года служит архивом шаблонов и главной площадкой, где обсуждается технология Wiki
 
Как использовать в педагогической практике:
 
1.     Представление, расширение и аннотирование учебных материалов.
2.     Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами.
3.     Коллективное создание творческих работ – сказок, стихотворений, эссе.
4.     Коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий.
 
 
 
Адреса сайтов:
 
http://Livejournal.ru – Живой журнал ЖЖ
 
http://Liveinternet.ru – Живой Интернет
 
http://blogs.mail.ru – Блоги на Мэйл.ру
 
http://www.dnevnik.ru – Школьная социальная сеть
 
Как использовать в педагогической практике:
 
1.     Площадка для педагогических дискуссий.
2.     Возможность для консультаций и получения дополнительных знаний.
3.     Площадка для организации обучения школьников по основным и дополнительным курсам.
4.     Площадка для организации дистанционного учебного курса.
5.     Среда для организации сетевой исследовательской деятельности учащихся.
 
 
 
 
http://flickr.com/ – Фликр (английский интерфейс)
http://flamber.ru/Фламбер (русский интерфейс)
http://picasaweb.google.com/ - Пикаса (многоязычный интерфейс)
http://foto.mail.ru/ -  Фотоархив на Мейл.ру (русский интерфейс)
http://www.fotodia.ru/  - Фотодия (русский интерфейс)
http://kalyamalya.ruКаляМаля (русский интерфейс)
 
Видеосервисы:
 
http://youtube.com  – Ютьюб (английский интерфейс)
http://www.rutube.ru  -Рутьюб (русскоязычный интерфейс)
http://video.mail.ru/  - Видео@mail.ru (русскоязычный интерфейс)
http://vision.rambler.ru/  - Rambler Vision (русскоязычный интерфейс)
 
Аудиосервисы:
 
Другие сервисы:
 
http://www.scribd.com  – Скрибд (английский интерфейс) – для хранения текстовых файлов на любом языке
http://www.slideshare.net/  – СлайдШара (английский интерфейс) - для хранения презентаций
http://www.spresent.com/ - Спрезент (английский интерфейс) для создания презентаций он-лайн
 
Как можно использовать в педагогической практике:
 
1.     Источник учебных материалов. Например, это учебные видеофильмы, фотографии по различным темам, аудио и видеозаписи выступлений ученых, очевидцев событий и т.д.
2.     Хранение школьных видео-, фото-, аудиоархивов и творческих работ учеников.
3.     Средство для решения классификационных задач. К объекту ее владелец может добавить название, краткое описание и ключевые слова для дальнейшего поиска.
4.     Средство для совместной учебной деятельности учеников из нескольких школ или городов.
5.     Средство для изучения географии. 
 
 
 
Рекомендации подготовлены  по материалам сайта «Openclass.ru», презентации Гуманитарного лицея г.Пскова.
 
Электронный вариант размещен на сайте школы по адресу http://sch15.pskovedu.ru/ и в локальной сети школы http://10.60.14.10/recomend.mht.



ИЦШ МОУ «СОШ №2»
2010 г.